("Сказка королей")
Вот уже полгода я интересуюсь творчеством знаменитого литовского художника Микалоюса Чюрлёниса. Этот деятель искусств известен не слишком широко. По основной специальности он был композитором и то не получил признания при жизни. Лишь после второй мировой войны, в Советской Литве, на Чюрлёниса начали обращать внимание, нашли в его образе национального гения, подобно тому, как в России почитают Пушкина, в Англии Шекспира, а в Австрии Моцарта.
Картины Чюрлёниса сильно пострадали во время войны. Они были буквально спасены реставраторами из небытия, и даже сегодня их не вывозят никуда, чтобы не нарушить тонких условий хранения.
("Rex")
С творчеством Чюрлёниса я познакомился благодаря фантастическим рассказам Ольги Ларионовой (в частности, цикл "Знаки Зодиака") и стихам Эдуардаса Межелайтиса. В его картинах я увидел то, что ценю в живописи более всего - загадочность.
Чюрлёниса дано понять и прочувствовать не каждому. Я отдаю себе отчёт в том, что не понимаю символизма его образов до конца. Его картины зачастую имеют фантастический сюжет, полный мифических образов. Иногда кажется, что Чюрлёнис передаёт нам послание какой-то исчезнувшей цивилизации. Один из его циклов называется "Потоп". Быть может, он повествует об Атлантиде?
И ещё у Чюрлёниса есть цикл "сонат" - циклов картин, в которых художник попытался соединить музыку и живопись, перенести на живопись методы музыки. Это было то самое время, когда тем же занимались художник Кандинский и композитор Скрябин. Мне трудно представить, как эти картины должны звучать. Но и сами по себе они дают большую пищу для чувств и размышлений.
("Соната моря. Аллегро")
Более подробно можно прочитать здесь:
http://ciurlionis.eu/ru/