Создать ответ 
 
Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Дизельпанк
Автор Сообщение
Kitozavr Не на форуме
Продвинутый
***

Сообщений: 359
У нас с: 30.07.2012
Сообщение: #11
Ответ: Дизельпанк
Этой теме с меня до сих пор причитается кое что... Волевым решением усадил себя за клавиатуру, наконец-то.

Для начала восстановим хронологию. Итак, первым был киберпанк: 1981 - “Джонни Мнемоник” Уильяма Гибсона, 1982 - “Сожжение Хром” его же; в 84-м выходит гибсоновский “Нейромант”, и жанр вступает в эпоху расцвета. Подтягивается Брюс Стерлинг с эпичной “Схизматрицей”(1985), чуть позже Майкл Суэнвик, и к концу десятилетия - Пэт Кэдиган.

Причем тут вообще киберпанк? При том, что это - точка отсчета. Все прочие направления вида “XYZпанк” названы так исключительно по аналогии с прародителем. Кроме того, именно киберпанк первым воплотил специфический жанровый прием. Этот прием я ошибочно приписал Гибсону, но на самом деле он называется “критерий Дозуа”: “High tech - low life”. То есть высокий уровень технологий и обусловленный им (именно так - это важно!) низкий уровень жизни. Каноничный киберпанк = антиутопия + цинизм, и самым точным определением для него будет - научно-фантастический нуар.

И вот в 1990 году, на пике популярности жанра двое отцов-основателей пишут “Дифференциальный исчислитель”. Книга обладает всеми атрибутами киберпанка, кроме одного: она описывает не будущее, а “неслучившееся прошлое”, альтернативную историю. 1855 год, Викторианская Англия только что пережила внеочередную промышленную (или уже информационную?) революцию, повсеместно внедрив компьютеры… паровые, разумеется. А каких еще источников энергии вы хотели в середине XIX века?

Своим “Исчислителем” Стерлинг с Гибсоном успешно раскрыли явление с неожиданной стороны: чтобы вляпаться во все прелести киберпанка, совершенно не обязателен штекер в мозг. Это блюдо можно приготовить и на парУ! Но читающий народ так глубоко не копал, зато прифигел от картины паровых калькуляторов (и идущих к ним фоном паровых же автомобилей, экскаваторов, дирижаблей etc). Незамедлительно было объявлено о рождении нового жанра, предсказуемо названного стимпанк. Существовать ему пришлось в основном в виде “живого творчества масс”, поскольку серьезные авторы как-то не особенно устремились в новом направлении. Скажем, следующий нормальный стимпанк-роман вышел ровно через 10 лет, в 2000 году (“Вокзал потерянных снов” Чайна Мьевиля).

Дальше - хуже. Вместо того, чтобы вслед за мэтрами рассматривать стимпанк как “киберпанк, опрокинутый в прошлое”, фанаты тупо разложили его на слагаемые: нуар + паровая тяга + викторианская мода. Полученные лекала немедленно были опробованы на всем, что попалось под руку. Например: нуар + рычажно-пружинные шняги + эстетика Возрождения (лет так через двадцать из этой идеи удастся выжать нечто условно-годное - см. “Демоны Да Винчи”). Или: нуар + чудеса генетики + наследие В. Франкенштейна (давным-давно было у АБС в “Улитке на склоне”, но всем же как обычно). Или… короче, комбинируя элементы более-менее случайным образом, можно по этому принципу получать восхитительных кадавров (“Федота-стрельца” от студии “Мельница” видели?).

И вот, когда настало время опробовать шаблон “нуар + двигатель внутреннего сгорания + джаз”, уже заранее названный бензопанк или дизельпанк, адепты метода с удивлением обнаружили, что ЭТО не просто придумано до них, но и…

To be continued somewhen

Трилобита раствор спиртовой 146%
17.12.2015 21:25
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
askiriya Не на форуме
Продвинутый
***

Сообщений: 404
У нас с: 13.01.2013
Сообщение: #12
Ответ: Дизельпанк
О, какой интересный анализ! Жду продолжения.
22.12.2015 23:23
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)