Небанальный фильм про самолетики. Технотриллер тех времен, когда и слова-то такого не знали.
No Highway in the Sky (1951) Фиг знает, как перевести. "В небе нет шоссе", что ли? Впрочем, наши надмозги, не заморачиваясь, обозвали его "Дорога в небеса". Режиссер - какой-то Генри Костер (без пяти минут бездарь), но зато фильм:
а) по роману Невила Шюта (No Highway, 1948)
б) с Джеймсом Стюартом
в) и Марлен Дитрих
Суть: новые британские авиалайнеры бороздят небо над Атлантикой, но внезапно один из них падает где-то в лесах Лабрадора. У инженера Теодора Хани (собс-но, Стюарт) из Фарнборо есть гипотеза: усталостные трещины неизбежно приводят к разрушению стабилизатора через ~1440 часов налета. Для проверки Хани устраивает статические испытания - колошматит оперение лайнера на вибростенде по 8 часов в сутки (больше нельзя - жители жалуются на шум). Но это ж сколько надо ждать! Начальство приказывает найти уже на Лабрадоре этот чертов стабилизатор и в качестве эксперта посылает туда... правильно, Хани. И - правильно, на том самом лайнере. Кроме того, на борту он знакомится с двумя симпатичными особами: на одной он впоследствии женится, а другая - Марлен Дитрих.
Что в фильме хорошего:
+ Сюжет. В своем роде уникален. В отличие от любого другого произведения про расследование авиакатастрофы ("Экипаж" Земекиса, "Крылья" Крайтона, да хоть "Икар" Джона нашего Новака) тут
никто ничего не скрывает! Интересность не страдает, как ни странно.
+ Стюарт. Отличная игра! Актер, который получил "Оскара" за роль в комедии, вывел жанр вестерна на новую орбиту и снялся в четырех (ЕМНИП) фильмах Хичкока - этот актер чертовски убедительно изображает асоциального "боффина" ( это такой старорежимный нерд).
+ Дитрих. В отзывах на фильм ее игру многократно охаяли. Очень зря, по-моему. Здесь она в роли стареющей кинозвезды, у которой в жизни все уже было... то есть, фактически, в роли себя самой. И эту роль она сыграла честно, не пытаясь состроить из себя что-нибудь этакое.
+ Gloster E.1/44, экспериментальный истребитель. Он там и бочку делает! Часто ли в художественных фильмах мелькают подобные раритеты? А тут даже номер видно: ТХ 145, второй прототип, однако.
Что в фильме плохого:
- 99% технических подробностей. И - да, это проблема именно фильма. Роман не переводился на русский (а на английском я его не нашел), но даю палец на отруб - в книге технические детали безупречны. Потому что я кое-что знаю об авторе... Что мы видим здесь:
а) Громадный лайнер Rutland Reindeer (восемь двигателей, вращающих соосные винты - гуглите "Bristol Brabazon") превращен в самолетик размером чуть больше Ан-24.
б) Режиссер решил, что тупой зритель ни фига не поймет, если хвостовое оперение Reindeer не будет выглядеть
очень необычно. В итоге фюзеляж лайнера оканчивается психоделической комбинацией из нескольких акульих плавников. Похоже, эксперименты с ЛСД в Америке начались гораздо раньше, чем принято считать... В книге, насколько мне удалось выяснить, был самый обычный стабилизатор большого удлинения, испытывающий вибрации от спутной струи пропеллеров. В фильме, кстати, сохранился рудимент идеи: КВС по просьбе Хани отключает оба внутренних двигателя - как раз-таки чтобы убрать струю.
в) Терминология. Никто за весь фильм не произнес (даже шепотом) слов "усталость металла", а характер разрушений всеми без исключения персонажами описывается как "хвост отваливается" (ага, а еще лапы ломит).
Резюме: смотреть. Плеваться, но смотреть.
Тот самый Глостер. В фильме без названия, в книге - Assegai Mk.1:
Rutland Reindeer, обоже: