Сегодня, 27 января 2012 года нашей эры, всё прогрессивное и ретроградное человечество отмечало 180 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла. Создателя той самой Алисы, за странными приключениями которой в Стране Чудес и в Зазеркалье следит мир уже полтораста лет.
А мы с вами ещё не забыли преподобного Додо?… Надеюсь, в нашей памяти не остыли ни советы папы Вильяма, ни куплеты Садовника, ни пять верных примет, по которым легко может каждый сказать, есть поблизости Снарк или нет. И всплывают в памяти бессмертные строки «'Twas brillig, and the slithy toves did jyre and gimble in the wabe…», которые на русском языке для каждого звучат по-своему: для кого «хливкие шорьки», для кого «скойкие сюды» или «юрзкие хомейки». При небольшом объёме своих произведений Кэрролл вполне может считаться рекордсменом по числу различных переводов, которое только возрастает с каждым годом. Любопытная статистика: за те четверть века, что печатается на русском языке «Охота на Снарка», её переводили почти столько же раз, сколько дилогию об Алисе (полностью) за сто тридцать с лишним лет.
А где-то, говорят, до сих пор ещё работают уникальные троичные вычислительные машины «Сетунь», построенные по троичной логике, выведенной Доджсоном в середине XIX века и надолго забытой за отсутствием практического применения. Хотя ведущие кибернетики нашего времени полагают, что будущее именно за троичными компьютерами.
Россия была единственной страной, которую посещал Льюис Кэрролл за пределами Англии. Не случайно, думаю, поэтому его Алиса обрела в Советском Союзе своё неожиданное перевоплощение, реинкарнацию в облике Алисы Селезнёвой. И именно в это время у нас проснулся и интерес к Алисе кэрролловской — то ли появился первый качественный перевод, то ли народ созрел для понимания. Даже в дореволюционной России Кэрролл как-то не пользовался у издателей детских книг и их читателей такой популярностью, как Андерсен или Жюль Верн. Во всяком случае, обе Алисы — наша и английская, научно-фантастическая и сказочная, «вошли в массы» почти одновременно. А как объяснить, что и мультфильмы о них появились у нас тоже одновременно — в 1981 году? А дистанция в два дня (на третий) между днями рождения Кэрролла и Высоцкого? Что бы там ни говорили, а Алиса — персонаж очень непростой. Ох, какой непростой. И её создатель, Чарлз Лютвидж Доджсон, тоже.